Еще совсем недавно школа была одним из самых безопасных и защищенных мест в мире. Отправляя ребенка на уроки, родители могли не волноваться, что в школе с ним что-то случится, ведь на протяжении всего учебного дня он будет находиться в компании своих сверстников под присмотром учителей, школьного психолога, директора и т.д. Но сейчас ситуация изменилась самым кардинальным образом:
В феврале 2014 года произошел первый на территории Российской Федерации громкий случай стрельбы в школе.
С тех пор, если верить подсчетам «Новой Газеты», произошло около 30 нападений с участием подростков и школьников, в результате которых пострадало 42 человека.
Для граждан России «шутинг» или «скулшутинг» – понятие совершенно новое, тогда как для жителей зарубежных стран данное явление если и не стало обыденностью, то и не является чем-то из ряда вон выходящим.
Первый случай массового расстрела в школе в США произошел в 1927 году. Тогда погибло 44 человека, а 56 человек получили тяжелые травмы. С начала двадцатого века прослеживается четкая тенденция: стрельба в школе – явление, которое постепенно распространяется по всему миру.
Что такое «скулшутинг» простыми словами? С чего все началось и почему распространилось по всему миру? Почему одни подростки прилежно учатся и думают о будущем, а другие целенаправленно готовятся к совершению массового расстрела в стенах школы, покупают оружие, романтизируют поведение скулшутеров, делают их своими кумирами и берут с них пример? Почему в России скулшутинг становится частым явлением? На что родителям нужно обращать внимание, чтобы их ребенок не пополнил ряды скулшутеров?
Шутинг или скулшутинг: что это такое простыми словами?
Шутинг или скулшутинг (в переводе с английского «school shooting» – «школьная стрельба», «стрельба в школе») – вооруженное нападение, применение вооруженного насилия на территории школы и/или внутри учебного заведения к учащимся или работникам, которое может перерасти в массовые убийства.
Чаще всего нападение совершает ученик школы, бывший ученик (выпускник или подросток, который в текущий период времени учится в другой школе) или посторонний человек, который к данной школе сейчас или вообще никакого отношения не имеет. Скулшутинг может устроить как один человек, так и вооруженная группа из нескольких подростков или подростков и взрослых людей. Человека, который совершает вооруженное нападение на школу, называют шутером или скулшутером.
Для совершения скулшутинга огнестрельное оружие чаще применяется в тех странах, где достаточно легко получить разрешение на владение им. Речь идет о Соединенных Штатах Америки. В тех же странах, где на владение огнестрельным оружием существуют более строгие законодательные ограничения, для совершения нападения применяется холодное оружие.
Так, в Японии в 2001 году было совершено нападение на начальную школу «Икэда» именно при помощи холодного оружия. Для осуществления шутинга используется и такое оружие, как огнемет, самодельная бомба и т.д.
Можно было бы предположить, что при использовании холодного оружия людей гибнет меньше, но на самом деле практически нет никаких отличий, так как люди из-за внезапности нападения впадают в ступор и испытывают парализующий страх.
Скулшутинг как явление не имеет ничего общего с террористическими актами, для осуществления которых применяются разные виды вооружения (захват учебного заведения в Беслане в 2004 году). Так как цели скулшутеров практически никогда не конкретизированы, то стрельба очень быстро становится хаотичной и беспорядочной.
Врачи и психологи обращают внимание на множество факторов, способствующих возникновению массовых расстрелов в школах. Одним из ключевых аспектов является психическое здоровье подростков. Многие из них сталкиваются с проблемами, такими как депрессия, тревожные расстройства и социальная изоляция, которые могут привести к агрессивному поведению. Кроме того, влияние медиа и культуры насилия также играет значительную роль. Врачи подчеркивают важность ранней диагностики и лечения психических заболеваний, а также необходимость создания поддерживающей среды в школах. Образовательные учреждения должны активно работать над предотвращением буллинга и обеспечением психологической помощи. Важно, чтобы родители и учителя были внимательны к изменениям в поведении подростков и могли вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Скулшутинг: с чего все началось в США и других странах мира
Именно Соединенные Штаты Америки занимают лидирующее место в мире по скулшутингу. Хотя вооруженное насилие в американских школах фиксировали еще в начале двадцатого века, но одним из самых громких, вызывающих общественный резонанс и популяризированных в массовой культуре инцидентов стал случай вооруженного нападения в старшей школе «Колумбайн», которая расположена недалеко от колорадского города Литлтона.
20 апреля 1999 года два ученика этой школы, Дилан Клиболд и Эрик Харрис, поднялись по лестнице входа школьного здания с западной стороны и совершили вооруженное нападение. Они без какого-либо предупреждения открыли огонь по ученикам. Первыми жертвами стрелков стали Ричард Кастальдо и Рейчел Скотт. Девушка погибла сразу же, парень же сумел выжить, невзирая на восемь тяжелейших огнестрельных ранений.
Двигаясь по территории школы и внутри учебного заведения, скулшутеры за 58 минут застрелили 13 и ранили 23 человек. Погибли 12 учеников и один учитель. Затем стрелки покончили с собой, чем увеличили число жертв до 15 человек.
Трагические события, произошедшие в учебном заведении «Колумбайн», стали основой для сценариев нескольких художественных фильмов, таких как «Слон», «Класс», «Нулевой день», «Боулинг для Колумбины», «Черный дрозд», «Что-то не так с Кевином». В 2003 году писатель Дуглас Коупленд опубликовал одно из своих самых успешных и известных произведений «Эй, Нострадамус!», где центральными фигурами стали не стрелки, а те люди, которые смогли пережить стрельбу в школе. В своем романе автор пытается разобраться, какое же влияние оказывает шутинг на выживших.
Произошедшая в Колорадо трагедия в массовой культуре и общественном сознании стала символом скулшутинга. С развитием интернет-технологий и социальных сетей возникла целая интернет-субкультура колумбайнеров в среде подростков. Они обсуждают стрелков на форумах, создают видеоролики, рисуют фан-арты, пишут фанфики и т.д., тем самым непрерывно создавая новый контент для колумбайн-сообществ.
У Дилана Клиболда и Эрика Харриса, вооруженное нападение на школу которых стало частью американской культуры, со временем появились поклонники и последователи во всем мире. Многие из этих последователей если пока и не планируют совершить что-то подобное, то уж точно мечтают об этом.
Массовые убийства на территории учебных заведений происходили не только в Соединенных Штатах Америки, но и в Канаде (в 1975 году в школе Сентенниэл), Германии (в 2002 году в гимназии Гуттенберг), Финляндии (в 2007 году в школе Йокела), Японии (в 2001 году в начальной школе Икэда), Азербайджане (в 2009 году в Баку) и многих других странах.
Скулшутинг: с чего все началось в России
Первый громкий случай вооруженного нападения на территории учебного заведения в нашей стране произошел в феврале 2014 года. 3 февраля 2014 года ученик 10-го класса школы № 263 в Отрадном Сергей Гордеев пришел в учебное заведение с винтовкой и карабином. Он застрелил охранника и учителя географии, тяжело ранил патрульного. После переговоров стрелка задержали, затем в суде его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение.
Следующий громкий случай произошел в 2017 году в Ивантеевке. Ученик 9-го класса Образовательного центра №1 Михаил Пивнев 5 сентября 2017 году начал в школе стрельбу и взорвал самодельные устройства. Были ранены 4 человека. Скулшутера признали вменяемым и вынесли приговор: 7 лет и 3 месяца лишения свободы. Именно этот случай исследователи считают первым в Российской Федерации преступлением, совершенным последователем Эрика Харриса и Дилана Клиболда.
С наступлением 2018 года нападения на учебные заведения стали совершать чаще. В январе 2018 года было зафиксировано сразу два случая шутинга. Первый случай произошел 15 января 2018 года, когда между двумя учениками пермской школы №127 завязалась драка. Школьники были вооружены ножами, а в результате этой драки в той или иной степени пострадали 15 человек. Учеников признали вменяемыми и виновными: одного лишили свободы на 9 лет и 8 месяцев, а второго – на 7 лет.
Второй случай произошел 19 января 2018 года в поселке Сосновый Бор (под Улан-Удэ). Ученик 9-го класса школы № 5 и два его сообщника напали с топором на учительницу и детей, а затем пытались при помощи «коктейля Молотова» поджечь здание школы. В результате их действий пострадали учитель и шесть детей. Стрелка признали невменяемым, он получил направление на принудительное лечение.
В октябре 2018 года было совершено массовое убийство в Керченском колледже. Владислав Росляков, студент Керченского колледжа, 17 октября 2018 года заложил в столовой учебного заведения взрывное устройство, открыл стрельбу по работникам и учащимся. В результате его действий погиб 21 человек и было ранено не менее 65 человек. Стрелок покончил с собой, поэтому никакого наказания за свои действия он не понес.
В ноябре 2019 года студент Амурского колледжа строительства и ЖКХ Даниил Засорин устроил стрельбу в учебном заведении. Произошла эта трагедия 14 ноября. С ним в перестрелку вступили сотрудники ДПС. В результате 1 человек погиб, а 3 получили ранения. Сам стрелок покончил жизнь самоубийством.
Скулшутинг стал одной из самых тревожных тем в обществе, вызывая множество вопросов и опасений. Люди пытаются понять, что толкает подростков на такие ужасные поступки. Одной из причин называют чувство изоляции и непонимания со стороны сверстников и взрослых. Многие молодые люди сталкиваются с буллингом, что приводит к накоплению агрессии и отчаяния. Психологические проблемы, такие как депрессия и тревожные расстройства, также играют важную роль.Некоторые эксперты указывают на влияние медиа и видеоигр, которые могут нормализовать насилие. Важно отметить, что не все, кто сталкивается с трудностями, становятся насильниками, но общество должно обратить внимание на поддержку подростков, чтобы предотвратить подобные трагедии. Необходимы открытые диалоги о психическом здоровье и создание безопасной среды в школах, где каждый сможет чувствовать себя принятым и услышанным.
Скулшутинг в России в 2021 году
В 2021 году было зафиксировано два случая шутинга. Первый произошел 11 мая 2021 года в Казани (Республика Татарстан) в гимназии №175. Бывший ученик гимназии, девятнадцатилетний Галявиев Ильназ Ринатович, держа в одной руке гладкоствольное оружие, а в другой – спортивную сумку, беспрепятственно добрался до учебного заведения, где ранил 21 человека и застрелил 9 человек: двух преподавателей и семерых учеников.
Правоохранительным органам удалось задержать скулшутера. Во время допроса он рассказал, что, осознав себя в апреле богом, понял, что может делать все, что ему угодно, поэтому начал заниматься подготовкой к массовому убийству в родной школе. Галявиев признался, что никакой вины по этому поводу не испытывает, так как просто очищал мир от биомусора.
Второй случай произошел 20 сентября 2021 года в Пермском государственном университете. Тимур Бекмансуров, восемнадцатилетний студент первого курса юридического факультета, устроил стрельбу на территории и внутри восьмого корпуса университета. В результате 47 человек получили ранение, а 6 человек погибли. Стрелок был ранен и обезврежен. Его в тяжелом состоянии доставили в больницу, где оказали экстренную помощь и ампутировали ногу из-за образовавшихся тромбов.
Почему шутинг в России становится частым явлением
Виноваты компьютерные игры? Буллинг в школе? Жестокие и бездушные учителя? Отсутствие компетентного и неравнодушного психолога? Низкий уровень жизни в стране? Проблемы в семье? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как его нужно рассматривать в комплексе.
Психотерапевт и психолог Алина Алиева утверждает, что отсутствие каких-либо интересов и компьютерные игры влияют на психику подростков не так уж и сильно, как это принято считать в обществе.
Основная причина, по словам Алины Алиевой, кроется в отсутствии психологического благополучия, о котором обязаны заботиться родители. Она подчеркивает, что причины нужно искать во взрослых людях, а не в детях или подростках.
У многих родителей наблюдается искаженное представление о том, как нужно правильно воспитывать детей. Они направляют на детей слишком много агрессии, контроля, ожиданий и т.д., а в итоге получают агрессию и «неблагодарность» в ответ. Родители не понимают, что то, что посеешь, то и пожнешь. Они требуют от детей многого, но сами не хотят тратить время и силы на их воспитание.
Что творится в душе у подростка, который целенаправленно берет оружие в руки и идет убивать своих учителей и одноклассников? Либо он пережил что-то ужасное, либо у него напрочь отсутствует эмпатия к другим людям, что свидетельствует о психопатии.
Если ребенку пришлось испытать психическое или физическое насилие во дворе, в школе или дома, то это событие или череда событий не только нанесут ему психологическую травму, но и будут разъедать его изнутри до тех пор, пока он не решит, что справиться с внутренним напряжением и восстановить справедливость можно только при помощи массового убийства. Если же у ребенка отсутствует эмпатия и он демонстрирует бессердечность по отношению к окружающим, то это либо биологическое нарушение, либо последствие очень сильной психологической травмы, после которой чувствовать что-либо было настолько невыносимо и больно, что психика просто заблокировала все эмоции.
Еще одна причина заключается в том, что если подросток стреляет в других людей, то он чувствует себя бессильным, отвергнутым, ничтожным, никому ненужным, а взрослые этого не замечают или не хотят замечать. Если в школе над ребенком издеваются одноклассники или старшие ученики, игнорируют его, обзывают, бьют, прячут или выбрасывают его вещи и снимают все это на видео, чтобы потом выложить в интернет, то ребенок, хоть и не обращается за помощью к учителям и родителям, но на подсознательном уровне все равно ждет от них помощи. Когда учителя и родители не делают ничего, чтобы помочь такому ребенку, то он осознает, что только он сам может спасти себя и восстановить справедливость.
Еще одна причина – родительский неглект. Мама и папа игнорируют или обесценивают чувства ребенка. Если ребенок решится поделиться своими переживаниями с родителями, то они скажут, что никакой депрессии не существует, а это все выдумки, чтобы не идти в школу. Если ребенок сталкивается с безразличием значимых взрослых или насилием с их стороны, то рождающуюся внутри него ответную реакцию в виде агрессии он будет направлять на самого себя. Но нет никакой гарантии, что эта агрессия никогда не будет направлена во внешний мир и все не закончится тем, что подросток не придет в школу с ружьем и не начнет убивать своих одноклассников.
Психологический портрет скулшутера: типичные паттерны поведения
Проект «Киберлаборатория по вопросам медиабезопасности» создал брошюру «Скулшутинг. О чем должен знать каждый», в которой описаны поведение потенциального стрелка, его внешний вид, увлечения, вербальные маркеры и виртуальная жизнь.
☑ Поведение подростка меняется:
- он становится замкнутым и отстраненным.
- Наблюдаются вспышки агрессии и/или ярости,
- открытые угрозы совершения убийства и/или самоубийства,
- склонность к насилию к людям, животным и т.д.
Меняется не только поведение, но и внешний вид и увлечения.
☑ Стиль одежды становится более мрачным и агрессивным:
- в гардеробе появляются широкие штаны с большим количеством карманов,
- белые или светлые футболки или худи с характерными надписями («Смерть биомусору», «Биомусору здесь не место», «Ненависть», «Ярость», «Гнев», «Естественный отбор» и т.д.),
- высокие ботинки, длинный черный или темный плащ.
☑ У подростка появляются новые увлечения:
- он интересуется оружием и изготовлением взрывчатых веществ,
- регулярно посещает тир,
- записался на курсы практической стрельбы,
- смотрит тематические видео в интернете и читает тематическую литературу.
- Подросток начинает увлекаться неонационалистической идеологией и становится сторонником идей Гитлера, Таррента, Брейвика и т.д.
☑ Потенциальный скулшутер часто произносит такие слова и словосочетания, как
- «колумбайн»,
- «колумбайнер»,
- «скулшутер»,
- «возмездие»,
- «восстановление справедливости»,
- «стрельба в школе»,
- «шутинг»,
- «скулшутинг».
☑ В своей речи он часто упоминает имена совершивших скулшутинг фигур:
- Эрика Харриса,
- Дилана Клиболда,
- Владислава Рослякова,
- Дилана Руфа,
- Митчелла Джонса,
- Джефри Уиза,
- Эндрю Голдена и т.д.
Подросток оправдывает преступников, серийных убийц, нацистов, скулшутеров и т.д.
☑ У потенциального шутера меняется и виртуальная жизнь.
В названии своего аккаунта он использует имена организаторов шутинга и выбирает такую аватарку (основная фотография аккаунта), которая демонстрирует его положительное отношение к скулшутингу и шутерам. Это могут быть фотографии реальных скулшутеров или же их изображения в формате тематических комиксов.
Он становится создателем или подписывается на уже существующие интернет-сообщества, которые пропагандируют и популяризируют огнестрельное оружие, выкладывают инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, восхваляют скулшутеров, создают фанфики и фан-арты и т.д. Подросток участвует в форумных играх по мотивам «колумбайна», рисует героев шутинга, проигрывает сцены подготовки к шутингу и т.д.
✔ Что делать родителям
В обществе сложился образ типичного скулшутера: одинокий, брошенный всеми и никому не интересный подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией. Он все свое свободное время тратит на жестокие видеоигры, а затем вдруг заполучает оружие и идет убивать своих одноклассников. Но далеко не все стрелки ведут замкнутый образ жизни и не имеют друзей. Многие из них имеют активную социальную жизнь, посещают спортивные секции и не демонстрируют явные признаки социальной изолированности.
⚑ В книге «Буйство: социальные корни стрельбы в школах» социолог Кэтрин Ньюман называет пять основных факторов, влияющих на подростка и заставляющих его брать в руки оружие для совершения массового расстрела в стенах учебного заведения: внутреннее ощущение социальной изоляции и позиционирование себя как изгоя, наличие психологических расстройств или трудностей (не обязательно в форме психических заболеваний), популяризация культурных сценариев, в которых насилие является единственным способом решения всех проблем, доступность оружия и отсутствие эффективной системы выявления потенциальных скулшутеров.
Что же делать родителям, чтобы их ребенок не превратился в скулшутера, который без зазрения совести берет оружие в руки и идет убивать своих одноклассников и учителей? Необходимо убедиться, что подросток не является жертвой школьной травли. Если он возвращается из школы с испорченными учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, в разорванной или грязной одежде, с синяками или царапинами, появление которых он не может объяснить, то это свидетельствует о том, что подросток подвергается травле.
Рекомендуем: 6 эффективных советов, как справиться с буллингом: причины, виды и признаки
⚑ Когда у ребенка не все в порядке в школе, он становится задумчивым, апатичным и отстраненным, теряет интерес к учебному процессу, не хочет идти в школу, имеет несчастный или депрессивный внешний вид. Успеваемость подростка, который стал жертвой буллинга, резко снижается, а сам он демонстрирует внезапные вспышки гнева или резкие перепады настроения.
⚑ Родителям ни в коем случае нельзя отмахиваться от проблем ребенка, насмехаться над ним(«Ты что, не мог дать сдачи?», «Почему ты не отбивался?», «Нужно было действовать, а не смотреть по сторонам и ждать, когда тебя ударят!») и относиться к его переживаниям высокомерно или снисходительно. Очень часто родительский неглект становится тем спусковым крючком, который заставляет ребенка поверить в то, что ему не стоит ждать помощи от взрослых, так как они все равно не только его не понимают, но и не пытаются понять.
⚑ Если ребенок делится с вами своими переживаниями и проблемами, то внимательно выслушайте его, не обвиняйте и не критикуйте, а задайте интересующие вас вопросы спокойным тоном и в корректной форме. Помогите подростку разобраться в том, что происходит в его жизни, объясните, что насилие – это удел слабых и бесхарактерных людей, коими и являются организаторы школьной травли.
⚑ Поговорите с классным руководителем, обсудите то, что происходит с вашим ребенком, вместе подумайте, как можно исправить ситуацию. Обратитесь за помощью к детскому психологу. Специалист разберет сложившуюся ситуацию по полочкам и поможет подростку справиться с последствиями школьной травли.
Вопрос-ответ
Каковы основные причины, по которым подростки могут совершать массовые расстрелы в школах?
Основные причины могут включать в себя психические расстройства, социальную изоляцию, буллинг, доступ к оружию и влияние медиа. Часто такие действия являются результатом накопившихся проблем, которые подростки не могут решить и выражают свою агрессию через насилие.
Как можно предотвратить массовые расстрелы в учебных заведениях?
Предотвращение таких трагедий требует комплексного подхода, включая улучшение психического здоровья подростков, программы по борьбе с буллингом, обучение сотрудников школ распознаванию признаков опасного поведения и ограничение доступа к оружию.
Какова роль родителей в предотвращении насилия среди подростков?
Родители играют ключевую роль в эмоциональном развитии своих детей. Открытое общение, внимание к проблемам подростка и поддержка могут помочь выявить тревожные сигналы и предотвратить насилие. Важно также обучать детей навыкам разрешения конфликтов и эмпатии.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на эмоциональное состояние подростков. Важно регулярно общаться с детьми, интересоваться их переживаниями и проблемами. Создание доверительной атмосферы поможет выявить возможные тревожные сигналы и вовремя оказать поддержку.
СОВЕТ №2
Обучайте детей навыкам разрешения конфликтов. Помогите им развить эмоциональный интеллект и умение справляться с агрессией. Это может снизить вероятность возникновения насилия в школе и улучшить общую атмосферу в классе.
СОВЕТ №3
Стимулируйте участие подростков в общественных и школьных мероприятиях. Активное вовлечение в коллективные действия помогает развивать социальные навыки, укреплять дружеские связи и снижать чувство изоляции, что может предотвратить радикальные поступки.
СОВЕТ №4
Обращайте внимание на влияние медиа и социальных сетей. Обсуждайте с подростками, как информация, которую они потребляют, может влиять на их восприятие мира и собственное поведение. Помогите им критически оценивать контент и избегать деструктивных идей.