Четвёртый месяц жизни ребёнка и особенности его развития

Четвёртый месяц – время больших перемен в плане антропометрических показателей, и нервно-психического развития. Остались позади первые волнения и бессонные ночи, связанные с коликами, трудностями кормления. Развитие ребенка в 4 месяца идёт ускоренными темпами. В данный период он учится познавать окружающий мир, с любопытством изучает увиденное, услышанное, попробованное на ощупь.
малышка

Антропометрические данные

На языке педиатров данное словосочетание означает физические параметры тела. Оценка состоит из измеренного роста, веса и частично окружности тела.

  • В четыре месяца жизни малыш растёт медленнее более раннего периода. Постепенно сглаживается разница между окружностью головы и груди. Как вы помните, голова у новорождённых непропорционально большая.
  • Масса тела увеличивается на 750 г., а в целом, весит малютка в четыре месяца на 2 950 г больше момента рождения. Рост увеличивается на 2.5 см, окружность груди – на 20 мм, головы – на 15 мм.

Постепенно совершенствуется и нервная система, формируются новые умения, навыки. Вырабатывается режим: днём кроха бодрствует, а ночью спит. Правда, ночной сон пока с пробуждениями. Но есть дети, начинающие уже в возрасте 4–5 месяцев спать всю ночь, не просыпаясь на кормление.

Врачи отмечают, что четвёртый месяц жизни ребёнка является важным этапом в его развитии. В этом возрасте малыши начинают активно исследовать окружающий мир, проявляя интерес к ярким предметам и звукам. Специалисты подчеркивают, что в это время у детей значительно улучшается координация движений: они начинают удерживать игрушки, переворачиваются со спины на живот и могут поднимать голову, лежа на животе.

Кроме того, врачи акцентируют внимание на социальном взаимодействии. Ребёнок начинает улыбаться в ответ на улыбку взрослых, что свидетельствует о развитии эмоциональной связи. Важно, чтобы родители активно общались с малышом, читали ему книги и играли, так как это способствует развитию речи и когнитивных навыков.

Также в этом возрасте наблюдается активное развитие слуха и зрения. Малыши начинают различать цвета и формы, а также реагировать на звуки, что является основой для дальнейшего восприятия информации. Врачи рекомендуют следить за развитием ребёнка и при наличии каких-либо отклонений обращаться за консультацией к специалистам.

Четвертый месяц. Календарь развития ребенкаЧетвертый месяц. Календарь развития ребенка

Несколько слов о прививках

В 4-месячном возрасте предстоит сделать несколько прививок (в поликлинике по месту жительства всегда имеется календарь профилактических прививок, принятый в регионе). Необходимо к ним подготовиться: сдать анализы, пройти специалистов. Избегайте очагов инфекций, места скопления большого количества людей (магазины и т. д.).

Накануне и после прививки следует измерить температуру. Делать термометрию следует ещё в течение 4–5 дней после укола. Следите за местом инъекции и за самочувствием крохи. В случае любых недомоганияй вызовите врача.

После прививки 2–3 дня нельзя купать малыша и выходить на прогулки.
два ребёнка

Кормление малыша и правила ухода

Малютке, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо давать грудь столько раз, сколько он попросит. Но не следует забывать о прибавке массы тела. Когда всё идёт по плану, то прикорм не нужен (даже если календарь питания говорит об обратном). Нет надобности и во фруктовых соках. Лучше всего маме постепенно включать их в свой рацион, следя за отсутствием аллергии у грудничка.

Младенцу же с недовесом начинаем вводить прикормы. Во избежание аллергии желательно сначала попробовать овощное пюре, а потом идти по плану питания. Но следует избегать продуктов, являющихся заведомо аллергенными: фрукты и овощи ярко-красного, оранжевого цвета, цитрусовые.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании прикорм вводим согласно правилам: фруктовые соки, фруктовое пюре, овощное пюре, каши. Вначале порции совсем маленькие – всего несколько капель. Постепенно увеличиваем объем. Но надо внимательно следить за реакцией ребенка, стулом. В случае склонности к запорам, рекомендуется ввести в рацион груши, сливы, гречневую и овсяную каши.

Какое бы питание ни было, лучше, самим готовить ему еду. Намного полезнее свежие овощи и фрукты со своего огорода, с грядки. Каши аналогично —  готовить самим. Главное – класть в блюда соли и сахара меньше обычного. Со временем стоит начинать добавлять чуть-чуть масла: сначала растительного, потом сливочного.

Уход за ребёнком в 4 месяца неизменен с рождения: тщательное соблюдение гигиены, своевременное купание (летом – ежедневно, зимой – реже).

Сон у деток в 4 месяца составляет приблизительно 15 часов в сутки. Из них в ночное время – 10 часов, остальное, поделённое на несколько частей – в дневное. Конечно же, нормы условные, каждый ребенок индивидуален. Сколько кроха хочет спать, столько он и проспит, вы ничего не поделаете. Учитывайте наличие индивидуальной потребности в сне, ребенок способен чувствовать себя хорошо, поспав днём всего 2–3 часа.

Важна выработка режима: укладываться спать и вставать в одно время. И кроха легче уснет, и вы спланируете свои дела во время «тихого часа».

Ребёнок в 3-4 месяца | Mamalara.ruРебёнок в 3-4 месяца | Mamalara.ru

Четвёртый месяц жизни — это время, когда многие родители начинают замечать значительные изменения в развитии своего малыша. В этом возрасте дети становятся более активными и любознательными. Они начинают осваивать новые навыки, такие как переворачивание и удерживание игрушек. Родители отмечают, что малыши начинают лучше контролировать свои движения, а также проявляют интерес к окружающему миру, внимательно рассматривая предметы и лица.

Важным аспектом этого периода является развитие общения. Дети начинают издавать различные звуки, что свидетельствует о формировании речевых навыков. Родители часто отмечают, что их дети реагируют на голоса и эмоции, что способствует укреплению эмоциональной связи. Кроме того, в четвёртом месяце жизни многие малыши начинают проявлять свою индивидуальность, у каждого из них появляются свои предпочтения в игрушках и развлечениях. Этот этап становится важным как для детей, так и для родителей, ведь он открывает новые горизонты в их взаимодействии.

Четвертый месяц жизни. Календарь развития ребенкаЧетвертый месяц жизни. Календарь развития ребенка

Оценка нервно-психического развития

Важный показатель – нервно-психическое развитие (навыки грудничка в конкретном возрасте). Оценивается несколько важных параметров.

  • Прежде всего, в четвёртый месяц жизни угасают и исчезают безусловные рефлексы новорождённых (хватательный, опоры, шаговые, Моро, ползания), пропадает гипертонус рук. Наличии их в 4 — 4.5 месяца, скорее всего, потребует лечения и обследования. Здесь нужно подключать врачей: педиатра и невролога.
  • Общие движения – малютка должен уметь переворачиваться с живота на бочок и на спинку, со спины на живот, и, опираясь на ручки, приподнимать грудь и голову. Если он ещё не умеет переворачиваться, то стоит его немного «подстегнуть», подвесив к бортику кроватки игрушку. Попытка взять игрушку потребует тянуться к ней и переворачиваться на бочок. Все движения ребенок совершает из любопытства, ведь ему хочется увидеть мир вокруг себя. Родители ему помогают, перемещая «лежанку» в разные места. Иногда даже кладут малютку на пол, проверив, нет ли сквозняков.
  • Движения рук становятся точными и чёткими: он в состоянии брать, точнее, ловить заинтересовавший предмет, подолгу удерживать его, ощупывать. Маленький человек начал координировать свои движения. Но ещё нет целенаправленности движений рук: он случайно касается погремушки, а потом пытается ее поймать. Для более активного развития над ним вешаются яркие игрушки (в кроватке). Необходимо покрепче закрепить верёвочку, держащую погремушки, исключив неудобства для ребенка.
  • Малыш во время кормления трогает материнскую грудь (бутылочку). А когда ротик свободен, он начинает тянуть в него свой пальчик – начинается знакомство со своим телом.
  • В свой 4-й месяц грудничок ярко проявляет эмоции, на радость родителям. У него мама ассоциируется с приятными ощущениями, ласковым голосом, нежностью и любовью. Потому, увидев её, малыш начинает улыбаться, разговаривать, и у него появляется «комплекс оживления». Он громко хохочет во время игры со взрослыми, улыбается, когда с ним разговаривают и гладят его. Недовольный кроха хнычет, призывая маму обратить на него внимание. Плач у него уже не рефлекторный, а вполне осознанный. У плача есть серьёзная причина. Умеет выражать обиду, страх, любопытство, радость. На незнакомого человека реагирует хныканьем либо плачем. Способен запомнить человека, появляющегося 2 раза в неделю, и каждая встреча на данном этапе, как в первый раз.
  • У вашего ребенка развивается зрение – он рассматривает яркие предметы, различает объём, цвет и форму. Следит за движущимися предметами. Он вполне узнаёт близких. Но при виде мамы, к примеру, с другой причёской или в очках, он не узнает её. Реакция будет соответствующей.
  • Развивается и слух. При резком звуке младенец ищет источник, поворачивая голову в разные стороны. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Самое время приобщить его к музыке, подходящая мелодия не только развивает музыкальный слух, но и влияет на мозговую деятельность.
  • Развивается и речь. К концу четвертого месяца малыш подолгу гулит. Произносит звуки (сначала гласные), слоги и старается повторять за взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с детьми: медленно, меняя выражение лица, чётко выговаривая каждый звук. И, говорить следует спокойным голосом, нежно и ласково. Необязательно выделять обучению время: допустимо  делать всё «по ходу дела». Например, на прогулке называть все предметы, встречающиеся вам. А дома разглядывать картинки и называть изображенные предметы. Обращайте внимание и на речь вашего малыша: повторяйте за ним, обучая кроху подражанию. Когда он уже станет осознанно повторять за вами, начинайте проговаривать новые звуки (сначала гласные, затем согласные).
  • Мышление. Младенец понимает причинно-следственные связи. Например, увидел мамину грудь – значит, скоро покормят; увидел погремушку – значит, следует ее взять и погреметь и т. д.

Примечание: не слушайте советы говорящих, что детей в таком возрасте нужно подсаживать. Раньше, да, так и поступали, особенно с мальчиками. Сейчас нормы, возраста начала сидения, изменились кардинально. Дети должны сесть с окрепшими мышцами:  на 5-й месяц, и в полгода и даже позже вне зависимости от пола. На раннем подсаживании — мышцы слабые, создаётся нагрузка на позвоночник, отсюда – проблемы с осанкой, боли и т. д.

Показатели из списка условны, в случае отклонений, не паникуйте. Все дети развиваются по-разному. При настороженности — лучше проконсультируйтесь с врачом. Важно помнить, отклонение иногда наблюдается и у недоношенного: отставание и в физическом, и в нервно-психическом развитии. Но имея хороший уход и любящих родителей, он быстро догонит своих сверстников.
карапуз ползает

Помощь в развитии

Полноценному развитию ребенка способствуют:

  • Общение и разговоры. Не обязательно создавать ситуации специально, допустимо просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота кроху лишь утомит.
  • Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное –проявление интереса у крохи (подробности на видео). Неплохая мысль – устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из них своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить услышанные звуки.
  • Книги. Младенцы с удовольствием слушают сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Стоит купить специальные обучающие издания, подходящие по возрасту. Очень полезны стихи. Доказано: детки, слушающие читаемые родителями стихи в юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика (основные движения на фото).

В отношении приспособлений типа ходунков, прыгунков – их применять ещё рано по причине неокрепших мышц позвоночника и спины, не готовых к нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.

Очень популярны развивающие детские коврики. Изготавливаются даже дома, из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснащают» изделие чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т. д. Коврики – не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, влияющей на мозговую деятельность.

Растите здоровыми!

Вопрос-ответ

Что должен уметь 4-месячный малыш?

Четырехмесячный малыш обычно умеет удерживать голову в вертикальном положении, переворачиваться с живота на спину, следить за движущимися предметами и людьми, а также реагировать на звуки и голоса. Он может издавать различные звуки, такие как гуление, и проявлять интерес к окружающему миру, а также устанавливать зрительный контакт с родителями и другими людьми.

Что происходит с ребенком на 4 месяце жизни?

Развитие грудничка в 4 месяца становится все более активным. Он все чаще бодрствует, изучает окружающее пространство, интересуется тем, что находится в пределах вытянутой руки. У него уже есть собственный ритм сна и бодрствования. Как правило, ребенок спит три раза на протяжении дня и уже может спать всю ночь до утра.

Чего нельзя делать с 4-месячным ребенком?

Детям младше 2 лет не рекомендуется проводить время перед экраном. Малыши учатся, разговаривая, играя и взаимодействуя с другими. Кормите ребёнка только грудным молоком или смесью. Дети не готовы к употреблению другой пищи, воды и напитков примерно в течение первых 6 месяцев жизни.

Сколько ребенок должен лежать на животе в 4 месяца?

3–4 месяца: на этом этапе грудничок может лежать на животике по 3–5 минут за раз. В сумме за день желательно набирать около 20–30 минут в положении на животе (не подряд, а суммарно). Для этого лучше проводить несколько коротких сессий в разное время дня.

Советы

СОВЕТ №1

Следите за развитием моторики вашего малыша. В четвёртом месяце жизни дети начинают активно изучать окружающий мир, поэтому важно предоставлять им возможность тренировать мышцы. Укладывайте ребёнка на живот, чтобы он учился поднимать голову и укреплять спину.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на зрительное восприятие. В этом возрасте дети начинают лучше различать цвета и формы. Используйте яркие игрушки и предметы, чтобы стимулировать зрительное развитие. Меняйте их местами, чтобы малыш учился фокусироваться на разных объектах.

СОВЕТ №3

Разговаривайте с ребёнком как можно больше. В четвёртом месяце жизни дети начинают активно реагировать на звуки и голоса. Читайте ему книги, пойте песни и просто общайтесь, это поможет развивать его слух и речевые навыки.

СОВЕТ №4

Следите за эмоциональным состоянием малыша. В этом возрасте дети начинают проявлять свои эмоции, такие как радость и недовольство. Обнимайте и ласкайте его, чтобы создать атмосферу безопасности и любви, что положительно скажется на его эмоциональном развитии.

Ссылка на основную публикацию
Похожее