Развиваясь, ребенок начинает издавать разные звуки. По мере роста они становятся похожими на слоги и со временем переходят в слова. Длительность в речевом развитии детей различна. Кто-то начинает «агукать» уже в шесть месяцев, а кто-то до 2 лет не издает, кроме плача, ни звука. Если у ребенка наблюдается отставание от речевых норм – это повод начать беспокоиться, так как есть вероятность возникновения такого заболевания, как задержка речевого развития. Сущность этого заболевания и признаки его проявления должны знать все мамы и папы. Чем раньше оно будет выявлено, тем эффективнее пройдет лечение.
Отставание в развитии речи определяется у детей к трем годам. Оно характеризуется отсутствием речевых звуков к одному году, фрагментной речи к двум годам и связной речи к трем годам. Задержка выявляется в среднем у 3 — 10% детей. Это заболевание может негативно повлиять на развитие психики, памяти, воображения, мышления, внимания и формирование межличностных отношений малыша. Поэтому родители, у чьих чад оно выявлено, должны обратиться за консультацией к педиатру.
Причины возникновения заболевания
Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:
- осложненная беременность;
- патологии плода;
- внутриутробные инфекции;
- травмы при родах;
- недоношенность либо переношенность;
- высокое внутричерепное давление у новорожденного;
- наследственность;
- физические увечья;
- задержка развития головного мозга;
- патологии слухового аппарата;
- плохое развитие мышц лица;
- медленное развитие нервной системы.
С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом. Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту. В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.
Врачи подчеркивают, что лечение задержки речевого развития у детей требует комплексного подхода. В первую очередь, важно провести детальную диагностику, чтобы выявить причины проблемы. Специалисты рекомендуют обратиться к логопеду, который поможет разработать индивидуальную программу занятий. Важным аспектом является создание благоприятной языковой среды: родители должны активно общаться с ребенком, читать ему книги и поощрять его попытки говорить. Также полезны игры, направленные на развитие слухового восприятия и моторики. В некоторых случаях может потребоваться консультация невролога или психолога, чтобы исключить возможные сопутствующие нарушения. Регулярные занятия и поддержка со стороны взрослых способствуют успешному преодолению задержки речевого развития.

Характерные симптомы
Наличие задержки в речевом развитии могут определить и родители, так как именно они постоянно находятся с детьми и следят за тем, какие звуки они произносят. Для этого необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами:
- 2 — 4 месяца. Ребенок начинает издавать отдельные звуки, гласные звуки с задержкой («у-у-у», «о-о-о», «а-а-а», «э-э-э») и потом гулить (плавный переход одного звука в другой, например, «а-а-э-э-о-о», «а-а-у-у-э-э»). При этом ребенок реагирует на обращение взрослых – улыбается, плачет, агукает;
- 5 — 8 месяцев. В этот период у ребенка наблюдается звучное гуление, к гласным звукам начинают добавляться согласные и появляться определенные слоги. Ребенок совершенствует произвольный лепет, совмещает гласные и согласные, а также ведет со взрослыми своеобразный диалог, при этом прислушиваясь время от времени к их произношению. Не исключено, что в этот период ребенок может целенаправленно произносить слоги, например, попросить что-либо;
- 9 — 12 месяцев. Ближе к году ребенок пытается делать сочетания звуков, например, «ма-ма-ма», «ня-ня-ня», «па-па-па»;
- 1 — 1,5 года. На данном этапе наблюдается реакция на собственное имя и имена близких, а также слова, обозначающие окружающие предметы;
- 1,5 — 2 года. Ребенок уже может выговаривать простые словосочетания и предложения, просьбы («хочу пить», «дай игрушку»);
- 2 — 3 года. В этом возрасте можно услышать небольшие предложения, четко и без дефектов произнесенные слова.
Зная такие нормы, можно самостоятельно определить, отстает малыш в развитии речи либо нет. Если имеются определенные отклонения до 3 лет, нужно обратиться к педиатру. Он точно определит, стоит ли беспокоиться о речевой задержке и даст необходимые рекомендации.
Кстати, симптомы гиперактивности у ребенка: ненормально повышенная физическая активность, рассеянность, неусидчивость, импульсивность и плохая память, более подробнее — читайте в соответствующей статье.
Домашние средства от испуга ребенка, которые доказали свою эффективность- травы, настойки и сборы. Ну и конечно психологическая работа с ребенком.
Как диагностировать задержку?
Для диагностирования задержки развития речи могут потребоваться консультации с неврологом, отоларингологом, психиатром, логопедом, психологом и дефектологом. При обнаружении возможных признаков заболевания необходимо сперва обратиться к педиатру. Врач проанализирует соматический статус, определит возможные отклонения в речевом развитии и направит к необходимому специалисту.
Невролог определяет микроорганические поражения мозга. При этом проводятся ЭХО-ЭГ, ЭЭН, сканирование артерий мозга. Отоларинголог назначает обследования для определения наличия отита, тугоухости и аденоидов.
Логопед делает анализ анамнестических сведений, формирования моторики ребенка, речевого и слухового аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей до 12 месяцев определяется голосовая и доречевая активность. После 1 года специалист выясняет время появления слов, объем словаря, активность речи, а также фрагментную и связную речь. Более подробную информацию можно получить вот в этом источнике.
Полный анализ снижения активности становления речи состоит из следующих обследований:
- определение моторики лицевых мышц для выявления неспособности совершать движения языком;
- оценка слуха ребенка и определение возможных проблем. Обследование проводит сурдолог;
- тестирование. Проводятся тесты по шкале Гриффитс, шкале Бейли, по шкале раннего речевого развития и денверский тест;
- беседа с родителями по методике Комаровского о задержке с целью определения, какие методы они используют для общения с ребенком;
- определение уровня осознания и воспроизведения звуков;
- определение стимуляции формирования речи. Проводится анализ информации о домашнем воспитании и окружении;
- может потребоваться обследование деятельности головного мозга. Для этого проводятся ЭКГ, МРТ и ЭХО-ЭГ.
Многие родители сталкиваются с проблемой задержки речевого развития у своих детей и активно ищут пути ее решения. В первую очередь, специалисты рекомендуют не паниковать и обратиться к логопеду, который проведет диагностику и предложит индивидуальный подход. Важно создать для ребенка благоприятную языковую среду: читать книги, петь песни и активно общаться. Родители делятся опытом, что занятия с детьми в игровой форме значительно повышают интерес к речи. Также полезно использовать специальные развивающие игры и приложения. Некоторые отмечают, что занятия с другими детьми, например, в группах, способствуют более быстрому прогрессу. Главное — терпение и регулярность в занятиях, ведь каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.

Лечение заболевания
Если задержка речевого развития выявляется у малыша своевременно, заболевание быстро и легко вылечивается. Многие мамы и папы полагают, что если дефектолог проведет курс по нормализации произношения звуков, этого будет достаточно. Это совершенно неправильно. Исправление формирования речи предполагает комплексное лечение:
- медикаментозная терапия. Ребенку могут быть назначены медицинские препараты («Ноотропил», «Нейромультивин», «Лекцитин», «Когитум», «Кортексин», «Актовегин») для стимуляции кровообращения мозга и улучшения его интегративной функции. Лекарственные средства назначаются исключительно врачом. Самолечение задержки исключается;
- лечебная терапия. Участки мозга, отвечающие за активность произношения, умственные возможности, словарный запас и дикцию, подвергают воздействию тока небольшой силы. Такая процедура позволяет активизировать их деятельность, стимулировать речевое развитие и познавательные процессы;
- альтернативная терапия. В отдельных случаях доктор может назначить дельфинотерапию и иппотерапию;
- коррекция дефектолога. При использовании наглядных, практических и технических средств реабилитации, постоянных игровых упражнений исправляются негативные тенденции речевого созревания, предупреждаются второстепенные отклонения;
- логопедический массаж. Проводится массаж определенных участков языка, щек, губ, а также рук и ушей. В исключительных случаях назначается массаж Приходько, Краузе, Новиковой;
- домашние занятия. Кроме лечебных мероприятий, рекомендуется и дома заниматься с ребенком, например, различными упражнениями для укрепления языка, мышц лица, слухового аппарата. Это могут быть различные звуковые подражания, песни, сказки, упражнения для мышц лица и моторики рук и другие. Занятия с ребенком должны носить регулярный характер.
https://youtube.com/watch?v=IVgJYG2cUJ0
Какие могут быть последствия?
Несвоевременное лечение либо его отсутствие могут привести к следующим последствиям:
- большому отставанию интеллектуального и психического развития от сверстников;
- трудностям с посещением образовательных учреждений. Обычно детям с неразвитой речью показана вспомогательная школа.
В заключение
Если вы заметили, что ваш ребенок плохо разговаривает, в то время, как его сверстники уже могут выговаривать небольшие предложения, стоит обратиться за помощью к специалистам. Очень важно установить причину задержки. В противном случае провоцирующий фактор не будет устранен, и лечение ребенка не даст положительных результатов. При обнаружении признаков задержки становления речи необходимо пройти комплексное обследование, чтобы определить точный диагноз.
Заболевание легче предупредить, чем заниматься его лечением и использовать дорогостоящие медицинские препараты. Поэтому родителям необходимо чаще общаться со своим чадом. Ребенок, растущий в атмосфере любящего родительского внимания, редко испытывает сложности с развитием речи.
Вопрос-ответ
Можно ли вылечить задержку речевого развития?
МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ? Абсолютно каждому ребёнку с задержкой речевого развития можно помочь. Конечно, эффективность лечения ЗРР будет зависеть от причины и тяжести патологии, поэтому начинать коррекцию нужно как можно раньше, пока речевой дефект не укрепился окончательно.
Какие препараты назначают детям при задержке речевого развития?
При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т. д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти.
Как ведут себя дети с задержкой речи?
Дети с задержкой речевого развития часто бывают замкнутыми. У них может быть повышенное слюноотделение и характерное лицо (с полуоткрытым ртом). Дети с ЗПРР могут быть как медлительны и заторможены, так и ― значительно чаще ― агрессивны, гиперактивны и почти неуправляемы со стороны взрослых.
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту. Если вы заметили задержку речевого развития у вашего ребенка, первым шагом должно быть обращение к логопеду или детскому психологу. Они помогут определить причины задержки и разработать индивидуальный план коррекции.
СОВЕТ №2
Создайте языковую среду. Обеспечьте ребенку богатую языковую среду: читайте ему книги, разговаривайте на разные темы, поощряйте его задавать вопросы. Это поможет развить словарный запас и улучшить навыки общения.
СОВЕТ №3
Используйте игры для развития речи. Игры, направленные на развитие речи, такие как “Что это?”, “Назови предмет” или “Скажи наоборот”, могут сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Игровая форма помогает ребенку легче воспринимать информацию.
СОВЕТ №4
Регулярно общайтесь с ребенком. Уделяйте время для общения с вашим ребенком каждый день. Слушайте его, задавайте открытые вопросы и поощряйте его делиться своими мыслями. Это создаст доверительную атмосферу и поможет ребенку чувствовать себя уверенно в общении.

